Совёнок
Мы назвали нашу страничку, - "Совёнок". Почему совёнок? Сова - символ мудрости. Слово "философия" в переводе с древнегреческого языка означает "любовь к мудрости". Мы будем приобщаться к миру мудрости, учиться мыслить, философствовать.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО К "КРУГЛОМУ СТОЛУ"
Дорогие ребята!
Я благодарю всех тех, кто принял участие в работе "круглого стола" "Разговор с Совенком". Мне хочется надеяться на то, что это общение было полезным не только для меня, но и для вас. Пора подвести некоторые итоги. Вы, наверняка, ждете от меня "правильных" ответов на те задания, которые выполняли. И здесь вас ждет разочарование: этих ответов не будет, их просто нет. Но не спешите делать выводы. Давайте попытаемся понять: почему?
Когда вы выполняете задания по химии, физике, математике, то закономерным результатом вашей работы должен стать правильный ответ, по которому и судит учитель о ваших знаниях (и кто-то из вас получает заслуженную пятерку!). Но в философии дело обстоит иначе, здесь отличные оценки ставятся за другое - умение размышлять над сложными мировоззренческими проблемами.
Когда-то, очень давно древнегреческий мудрец Аристотель заметил: "...удивление побуждает людей философствовать...". Удивление и есть та предпосылка, которая составляет основу человеческой любознательности. "Почему так, а не иначе?", - задаемся мы вопросом, и начинаем размышлять, думать, рассуждать... В философии как раз и важен сам процесс размышления, в ходе которого ставятся новые вопросы, возникают новые сомнения.
С этой точки зрения можно проанализировать ваши ответы. Когда кто-то из вас в ответ на мой вопрос задает свой, он делает первый шаг к размышлению. Зачастую мы испытываем затруднения при ответе на вопрос, но, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что ставить вопросы тоже надо уметь. Ведь для этого нужно подумать, поразмыслить. Когда кто-то просто отвечает: "Я считаю так-то". И точка. Здесь отсутствует повод для философского диалога, потому что нет аргументации. Утверждать или отрицать что-то - еще не значит, иметь свой взгляд на ту или иную проблему. Нужно уметь доказывать, аргументировать свою точку зрения - как это сделали, например, Настя Самохина, Настя Популях, Александр Баслеров. Не случайно известная поговорка гласит: "В споре рождается истина...".
Немецкий философ XVIII века Иммануил Кант сказал: "И чем больше я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне...". Вдумаетесь в эти строки. Увидеть звездное небо, понять, что есть добро и зло... Да мало ли удивительного вокруг нас! Но способен ли каждый из нас увидеть это?
А теперь давайте вернемся к началу нашего виртуального разговора. Думаю, понятно, почему я не стала давать однозначные ответы на предложенные задания - это будет мой ответ, мой взгляд на проблему, я должна обязательно привести аргументы, опираясь на те знания, которыми владею, на свой жизненный опыт и т.д. Если я этого не сделаю, то получиться, что я просто "навязываю" свою позицию. Для меня более важно, чтобы эти вопросы оставались с вами, чтобы периодически вы ставили их перед собой: Что важнее для человека - иметь или быть? Почему прав второй художник, а не первый? Каков символ информационной эпохи, в которой нам предстоит жить? И я убеждена, что в разные периоды своей жизни, по мере становления, зрелости ответы будут разными.
Задание 1. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Известный западный мыслитель XX века Э. Фромм в работе "Иметь или быть?", размышляя над вопросом о смысле жизни", анализирует две модели человеческого существования - иметь (обладать - "я есть то, что имею и потребляю") или быть, т.е. реализовать себя в творчестве. "Обладание представляется нормальной функцией нашей жизни: чтобы жить, мы должны обладать вещами. Более того, мы должны обладать вещами, чтобы получать от них удовольствие", - отмечает Фромм. Но положение людей, ориентированных на обладание, весьма ненадежно прежде всего потому, что они зависят от того, что имеют: будь то деньги, престиж или имущество. Таких людей постоянно сопровождает страх в любую минуту потерять всё. Иное положение, если человек ориентирован на то, чтобы реализовать себя в творческой деятельности. Обязательные предпосылки такого способа существования человека - "независимость, свобода и присутствие критического разума". В этом случае сущностные силы человека принадлежат ему самому, их реализация зависит от самого человека.
Давайте помечтаем и заглянем в будущее. Как Вы думаете, что будет определяющим в Вашей жизни через 10, 15, 20 лет - иметь или быть?
Задание 2. СИМВОЛ ЭПОХИ
Многие современные ученые и философы, рассматривая динамику общественно-исторического процесса, выделяют:
- доиндустриальное (аграрное) общество, для которого характерны устойчивые традиции, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение. Активность человека здесь направлена не на преобразование внешнего мира, а на внутренний мир самого человека, на самосознание и самоконтроль, тем самым, обеспечивая следование традициям;
- индустриальное общество, которое начинает развиваться с XVII в. под воздействием техники, технологии путем генерации новых знаний и их внедрения. Преобразование мира и подчинение человеком природы - главное в культуре этого общества;
- постиндустриальное общество начинает формироваться в последней трети XX века в наиболее развитых странах. В основе его развития - теоретическое знание, информация, поэтому зачастую его называют информационным обществом.
Нарисуйте символ, который на Ваш взгляд, наиболее оптимально характеризует каждый тип общества. Вы можете придумать этот символ сами, либо изобразить в качестве такового известный Вам материальный (вещественный) предмет или памятник культуры. Поясните, почему именно эти символы Вы выбрали.
Китайская легенда гласит, как два художника соревновались в рисовании змеи: кто первым закончит рисунок, тот и выиграл. Один из них закончил первым и решил усовершенствовать рисунок, пририсовав змее ноги. Тогда его соперник сказал: "Ты проиграл, ведь у змеи нет ног..."
Как Вы думаете, кто прав и почему, каков философский смысл этой легенды?