Хлопковое волокно опускалось в азотную кислоту, и вскоре эта смесь превращалась в густую вязкую массу. Эта масса продавливалась сквозь пластины со множеством круглых отверстий, своего рода дуршлаг. Выходили нити, которые буквально застывали на глазах и после обработки вполне могли идти на выработку ткани. Причем по виду такая ткань напоминал шелковую, и потому, с намеком на участие в процессе азотной кислоты, именовалась нитрошелком.
Имя создателя нитрошелка, первого в мире искусственного шелка, значится в энциклопедиях: Шардонне. А полностью его имя посолидней: Луи-Мари-Илер Берниго граф Шардонне де Гранж. Родился он во французском городке Безансоне.
Наука 19 века показала, что “Из смолы и клея” никак не изготовить подобие шелковинки. Разве что под “ смолой и клеем” понимать органические вещества, сходные с теми, что рождаются в живой природе. Шардонне осознал это, остановившись на хлопке как на исходном сырье для псевдошелковой нити. Азотирование делало вещество вязким, но способным застыть наподобие шелковинки, только что выпущенной шелкопрядом. Да и механизм выработки нитей, по сути, повторял то, чем природа одарила шелковичного червя или паука.
Одна беда: нитрошелк, поначалу восторженно принятый, на поверку никуда не годился. Платья из него были весьма непрочны и к тому же легко воспламенялись от малейшей искры. И все же первый, самый трудный шаг был сделан. Второй шаг состоял в том, что азотную кислоту заменили последовательным сочетанием щелочи и уксусной кислоты. В 1892 году англичанам Чарльзу Кроссу, Эдварду Джону и Клайтону Бидлу был выдан патент №8700. В нем говорилось: “в качестве сырья применяется целлюлоза какой-либо из имеющихся растительном мире форм”.
Итак, англичане предложили действовать на целлюлозу сперва щелочью. При этом набухшая масса приобретает текучесть, вязкость. По- латыни “вязкий” - “вискоза”, отсюда происхождение названия такого искусственного шелка.
Изделия из вискозы в чистом виде грешат определенными недостатками. Не особенно прочны, “садятся” после стирки, плохо сохраняют заданную форму. Теме не менее для отдельных видов одежды эти недостатки не так уж и страшны. Они с лихвой перекрывают тем, что в самом деле роднит вискозу с шелком. Ее преимуществами.
Готовая вискозная нить рождается прямо из вязкой массы. Ее не нужно создавать из тысяч отдельных волоконец, что имеет место у хлопка, льна и джута. И, главное, подходящей вязкой массы легко можно наготовить столько, сколько угодно. На заре 20 века возможности и перспективы рукотворного шелка понимали немногие. Одним из первых оценил значение вискозного шелка Д. И. Менделеев.
Его попытки незамедлительно организовать производство отечественной вискозы натолкнулись на противодействие костных царских чиновников. До Октябрьской революции лишь в Мытищах под Москвой действовала принадлежащая бельгийской фирме небольшая фабрика “Вискоза”. За год она давала продукции меньше, чем, например, сегодня киевский комбинат химических волокон за день.
Итак, сырье, основа искусственного шелка – целлюлоза. И хлопковое волокно, и льняное, и джутовое, и ствол дуба, и лепестков розы – все это целлюлоза.
Нитрошелк выигрывал тем, что азотированную целлюлозу можно было вытягивать в нити сколько нужно и определенного диаметра. А вискоза, по крайней мере, по одному показателю – износостойкости – сразу обогнала все виды натуральных волокон, непосредственные “ дары живой земли”. Ничего поразительного: ведь волокнам растений такая износостойкость совершенно ни к чему.