Дмитриев Никита,
6 класс
школа "РЕНЕССАНС"

История римского права

    Римское право, как полное собрание правовых норм и обычаев , зарождалось долго - более 1000 лет. Если говорить о периодизации , то в Риме было 3 основных периода - Родоплеменное устройство , Республика и Империя.
    Роды состояли из Семей. Курии из Родов. Трибы - из Курий. Род - самая мелкая структура , которая могла бы принять участие в управлении страной. Каждый род был замкнутой и экзогамной организацией , где отсутствовала эксплуатация членов рода благодаря полной солидарности родственников. В этой организации полностью отсутствовала частная собственность. Во главе рода стоял старейшина - "Patter Gentes".
    Более крупной единицей управления были Курии - союз из десяти родов. Курией управляли старейшины из которых выбирали верховного правителя - "curio".
    В Риме было тридцать Курий и три Трибы. Трибы - высшая ступень управления в раннем Риме. Союз трёх Трибов - Raunenses , Fitienses и Luceres образовывали Quirtium (Римский народ Квиритов). Из правителей Трибов избирался царь - rex.
    Отличительной чертой ранней Республики является становление и функционирование народных собраний. В республике учреждаются Трибутные комиции. Под комицями подразумевается собрания патрициев и плебеев , имеющие законодательные , управленческие и судебные функции. Кроме этого , существовали собрания одних плебеев "Cilia plebs". Так же , кроме комиций и концилий существовали "Contiones" - неформальные собрания граждан , не имеющие права принимать решения , а только ведущие политическую агитацию , рассматривали и обсуждали постановления магистратур.
    Комиции делились на:
    1. Куриатные комиции были реликтом родоплеменного устройства. Они рассматривали прежде всего семейно-правовые и наследственные отношения.
    2. Центуриальные комиции созывали наивысшие магистратуры незадолго перед народным собранием для проведения некоторых формальностей: вопрошание воли богов, отправление стражи на яникум(1).
    Сенат в ранней Республике был государственным органом, состоящим из трёхсот виднейших патрициев, но позже плебеи также могли входить в Сенат.
    Сенат - собрание виднейших патрициано-плебейских членов, которые по своему моральному поведению признавались оными. Сенаторы делились по рангам : консульский, преторский, цензорский и эдильский ранг. Самыми низшими были "senatores pedarii" не имеющие права участвовать в дискуссиях.
    Заседания Сената проходили в храме. При голосовании имеющие одну точку зрения занимали одну сторону храма, а оппоненты - другую.
    Римское государственное устройство до конца республиканского периода будто не изменилось, однако по своей сути претерпело существенные изменения.
    Римская государственная организация из государства, в котором к концу первого периода выделились объединения патрициев и плебеев, трансформировалось в государство, в котором большинство поддерживало оптиматов-нобилей. Олигархия нобилей не могла продержаться долго. Сильные волнения в народе побудили олигархов-рабовладельцев создать принципат, в сущности являющийся скрытой формой диктатуры. Принцепсы основывали свою власть на аккумуляции республиканских магистратур в своих руках. Вопреки Августу, который практиковал каждый год, хотя бы формально обновление определённых магистратур, его наследники, избираемые в сенат по lex de imperio(2) пожизненно, пренебрегали функциями магистратов.
    По lex de imperio, принцепс обладал правомочиями, которые не могли быть перечислены. Утверждались два основных правила:
    1. Quidquid princi pi placuit legis habet vigorem - всё, что предписано принцепсом, имеет силу закона и

    2. Princeps legibus solutus est - принцепс не должен подчиняться правовым нормам. Наследование престола определяли обычно сами принцепсы, назначая наследника путём усыновления, а если этого не происходило, сенат был вынужден давать инвеституру кандидату, которого провозглашала преторианская гвардия.
    В эпоху монархии верховным правителем был император. Его приближенными были высшие чиновники, и члены его свиты.
    1. Quaestor sacri paboti - квестор, исполняющий роль личного секретаря императора и одновременно министра правосудия (юстиции)
    2. Comes sacrarum - главный казначей (министр финансов).
    3. Comes rerum privatiorum - управляющий имуществом императора.
    4. Magister oficiorum - высший бюрократический служащий.
    5. Consistorium - священный совет, постоянный совещательный орган императора.    

Деятельность римских юристов

    Римские юристы, такие как Попиниан, Модестин, Гай и т.д. были гениями мировой юриспруденции. Они составляли собрания постановлений и писали к ним дигесты(3). Источники относящиеся к самому раннему периоду - безымянны. Но позже, стали появляться документы, на котором написано имя автора.
    Постклассический период не был благоприятным для развития юридической науки. Причина в экономическом упадке, жёстком централизме и деспотизме императоров.
    Юристы, работавшие после Модестина, именуются постклассическими. Среди них выделяются Gregorianus и Hermogenianus. Кроме знаменитых юристов известны также анонимные авторы.
    В постклассический период развития Римской Империи возникли частные и государственные юридические школы, в которых видные ученые преподавали право. Обучение длилось четыре года, но после реформы Юстиниана - пять лет.

    Развитие римского права при Юстиниане.

    Император Юстиниан был одним из величайших монархов средневековья. При его дворе было много выдающихся людей: полководцы, такие как Велизарий, и юристы, как Трибониан.
    Военные успехи Юстиниана были очень велики не меньших успехов, он добился и в правовом аспекте. Император поручил это великому учёному - Трибониану. Юстиниан создал комиссию из юристов, во главе с Трибонианом. Монарх сам разрабатывал некоторые постановления, позже они войдут в Corpus iuris ciilis.
    Колоссальные усилия были приложены Трибонианом для собрания и систематизации всех законов, учрежденных до Юстиниана. В результате его деятельности на свет появился знаменитый Corpus iuris civilis.
    1. Codex Justinianum (4) впервые издали в 529г., но вскоре он был значительно пересмотрен в 534г. и получил силу закона именно в той форме, в которой мы знаем его сейчас. В этот документ вошли все представляющиеся важными и сохранившие актуальность постановления императора Адриана, который правил во 2в.н.э., и 50 постановлений Юстиниана.
    2. Digesta подготовленные в 530-533г. - компиляция взглядов лучших правоведов, снабжённая поправками. Комиссия Юстиниана взяла на себя труд по применению различных подходов юристов.
    Римское право, преподавалось на греческом языке, поскольку он приобрёл статус государственного. В последствии, Юстиниан запретил преподавание права в Западной Римской Империи.
    В законах Юстиниана были заложены основные принципы прав человека - право на жизнь, право на труд, право на свободу и право на свободу слова и мысли.

    История отечественного государства и права

    История отечественного государства и права в первом периоде была основана на родоплеменных обычаях и воле князей, но не на устоявшихся правовых обычаях,
    Первый письменный закон - "Русская Правда" (5) его учредил Великий Киевский князь Ярослав Мудрый. По своей сути это был сборник древнеславянских обычаев и элементов византийских законов.
    После сборника Ярослава было издано ещё несколько сводов - "правд". "Правда братьев Ярославичей" и т.д.
    Самым крупным за пятьсот лет, со времён Русской правды был Судебник, изданный Иваном Грозным. Судебник был основан на европейских законах - римском праве. В XVIII в. Пётр I принял ряд законов, полностью копирующих или составленных точно по европейскому образу. Екатерина II реформировала и составила новые законы.
    В XIX в. Сперанский предложил разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную, но император Александр I отверг это предложение.
    Александр II царь-реформатор, проводит великие реформы - в 1861г. он отменяет крепостное право, проводит судебную и военную реформу.
    Во время правления Николая II реформ не проводилось, но в 1917г, после революции В. И. Ленин отменил все законы, звания и гражданские чины. После победы революции была впервые учреждена Конституция.
    В СССР существовала только одна партия - коммунистическая, что было предусмотрено одной из статей Основного закона.
    За всю историю России, элементы римского права встречались довольно часто, по тому, что при европеизации нашей страны отечественное законодательство строилось по европейскому образцу.
    Первый русский парламент появился в 1906г. очень поздно. В Европе, в Англии парламент появился в 1265г., в XIII веке!
    Эволюция отечественной правовой системы шла очень неспешно - первые дошедшие до нас письменные законы Руси были изданы в I Iв., во Франции в VI в. Наша государственная система сводилась только к одному человеку - монарху. Западноевропейская система управления на раннем этапе была на много совершенней древнерусской. Это можно обосновать исторически и геополитически - в эпоху Великого Переселения Народов варварские племена кочевали на территории западной Европы( В этом участвовали только западнославянские племена) В ходе постепенного падения Западной Римской Империи под ударами варваров часть знаний была утрачена, а часть сохранена и в последствии эффективно использована при становлении и усилении западноевропейских государств. Только небольшие элементы европейской правовой культуры присутствовали в законодательстве западных русских княжеств, граничивших с Европой.    

Анализ источников римского права

    При анализе источников римского права, прежде всего, надо учитывать многообразие законодательных актов. Законы двенадцати таблиц, например, были найдены не полностью, и поэтому освещают только некоторые аспекты права. Другие источники, такие как труды юристов и историков дополняют картину устройства сложной правовой системы. Так же существуют и средневековые обработки древнеримских законов и постановлений. Эти источники, могут быть существенно искажены. Самыми достоверными из них будут итальянские источники. Этот факт объясняется тем, что итальянские юристы имели самый широкий обзор источников и были под покровительством властей. Самый известный из всех юристов средневековья был Никколо Макиавелли(1469-1527) со своим трудом "Государь", в его труде были изложены основные принципы поведения и правления правителя - монарх должен делать всё на благо подданных, но, в случае неповиновения автор предлагает применить силу и т.д.    

Зарождение частной собственности в Риме

    В ранний период развития Рима частной собственности не существовало. Но позже, произошло зарождение и развитие частной собственности.
    Она стала появляться во время отделения из родов семей, а так же отделения сельского хозяйства от ремесла. При расслоении населения происходило разделение имущества.
    Частная собственность послужила важной причиной для развития права - возникают очень сложные имущественные отношения, совершенствуется уголовный кодекс, улучшается судебное законодательство и т.п.    

Правоспособность римских граждан

    Правоспособность римских граждан (квиритов, латинов и перегринов) была разной. Самой высокой правоспособностью обладали квириты - коренные жители Рима, родившиеся там и проживающие в городе на протяжении всей своей жизни. Менее высокую правоспособность имели латины. Это жители Италии, но не коренные жители Рима. Самыми ничтожными правам обладали перегрины, те, кто был иностранцем (персом, армянином галлом, скифом и т.д.)
    Квириты, при ущемлении прав латина, могли вовсе не получить наказания.
    Только они могли занимать руководящие должности в государстве.
    Латины могли занимать лишь самые низшие должности в государстве - секретарей начальников трибов, имели право служить в легионах.
    Перегрины не имели права занимать любые, даже самые низшие государственные посты и не имели права служить в легионах.    

Права человека в древнем Риме, России и Европе

    Права человека в Европе как самостоятельный раздел в юриспруденции появился недавно - в начале XXв., во время образования Лиги Наций в 1919году.
    В Риме, права человека определяла его правоспособность и его социальный статус
    В России, так же как и в западной Европе этот термин стал употребляться в период революции, реже, во время гражданской войны. В СССР (основан в 1922г.) понятие прав человека подвергалось грубейшим нарушениям со стороны властей. Репрессии 1934-1939годов - пример по истине варварских и бесчеловечных нарушений прав человека.
    Во время второй мировой войны(1939-1945) были самые страшные и пугающие преступления перед человечеством за всю его историю. Его совершал Адольф Гитлер и его помощники - Геринг, Гиммлер, Рибентроп и т. д. Миллионы людей были отправлены в концентрационные лагеря, была организованы страшные гонения на евреев, цыган, армян. В планах А. Гитлера была война с Англией и Китаем. За шесть лет войны погибло более 1/3 населения Европы.
    Сейчас нарушения прав человека существуют в странах, где режим правления террористический(6), либо с безраздельной (диктаторской) властью одного человека (С. Корея, Куба, Туркмения).    

Семейное законодательство Европы, Рима и России

    Деление на подвластных и самостоятельных субъектов - важнейшее качество древнеримской семьи. Первичную ячейку римского общества составляла семья - familia. Принадлежность к римской семье считалась прерогативой римских граждан, а положение, которое римский гражданин в семье занимал, определяло наряду со свободой и гражданством его правосубъектность.
    Семья в Древнем Риме строилась на сугубо партиархальных началах, напоминая автономный мирок, полностью подчиненный власти одного лица - главы семьи (paterfamilias) и только им представляемый вовне. Власть paterfamilias в семье была непререкаемой и в древнейшее время безграничной. Все остальные члены семьи подчинялись paterfamilias в одинаковой степени и были перед ним совершенно бесправны: он мог подвергнуть их любому наказанию, продать в рабство и даже лишить жизни. Это относилось не только к детям, но и к жене, которая по древнеримским воззрениям занимала filiae loco (положение дочери) по отношению к мужу и sororis 1осо(положение сестры) по отношению к собственным детям.
    Отмеченная структура римской семьи обусловила деление граждан по их семейному состоянию на самостоятельных и подчиненных, или, как говорилось в римских источниках, на лиц своего права (personae sui juris) и лиц чужого права (personae alieni juris). Самостоятельным (persona sui juris) был в семье только один человек - paterfamilias.
    Правовое положение главы семьи и подвластных. Paterfamilias был в семье единственным лицом sui juris, а все остальные члены семьи в качестве personae alieni juris подлежали его власти.
    Первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей (jus vitae ас necis), будучи вправе выбросить новорожденного ребенка (liberum repudiare), либо уже вне зависимости от возраста продать в рабство trans Tiberim, или лишить жизни. Впрочем, эта "самодержавная" власть очень рано начинает подвергаться ограничениям, со временем все более значительным (будто бы еще Ромул запретил выбрасывать новорожденных). Недолго просуществовало и право отца продавать детей в рабство, причем троекратная продажа сына и однократная - дочери освобождала их от отцовской власти. Взамен права лишить детей жизни отец признавался обязанным отдать виновного во власть магистрата, а затем убийство сына (дочери) и вовсе было объявлено преступлением. В конце существования Римской империи детям дозволялось даже жаловаться магистрату на чрезмерную строгость отца, и если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти.
    Не менее обширна власть домовладыки над детьми и в имущественной сфере: все приобретенное детьми становилось имуществом отца.
        В последующем имущественная самостоятельность детей стала все более прогрессировать. Так, ориентировочно в период правления Августа (1 в. до н.э.) имущество, полученное сыном от родственников по случаю поступления в армию, а также приобретенное на этой службе (в виде жалованья или военной добычи), уже именовалось peculium castrense (военный пекулий) и считалось принадлежащим исключительно сыну, который мог им распоряжаться по собственному усмотрению, в том числе завещать. Практически, таким образом, peculium castrense был по сути дела собственностью сына, и единственный рудимент пекулия в строгом смысле слова состоял в том, что при отсутствии завещания имущество умершего сына, составлявшее peculium castrense, всегда переходило к paterfamilias в том же порядке, что и обычный пекулий. В таком виде peculium castrense просуществовал до Юстиниана, полностью распространившего на это имущество нормы о наследовании.
    Со временем к peculium castrense было приравнено имущество, заработанное сыном на любой службе вообще (государственной, духовной и т.п.), а также полученное в виде вознаграждения за адвокатские услуги. Все это, считаясь peculium quasi castrense, находилось в полном распоряжении сына.
    Несколько позже дети объявляются собственниками имущества, наследуемого ими после смерти матери (bona materna) и родственников по материнской линии (bona materni generis) либо полученного в дар от матери и ее родственников, а при Юстиниане было установлено правило, согласно которому сыну принадлежало уже все приобретенное им имущество, за исключением купленного на средства отца. Последнее становится собственностью paterfamilias, а в отношении имущества детей он имел лишь право пользования.
    Основанием возникновения patria potestas были рождение детей в римском браке, узаконение детей, рожденных вне брака, либо усыновление чужих детей. Прекращалась partia potestas со смертью отца, утратой им свободы или римского гражданства. Ни достижение сыном совершеннолетия, ни поступление его на военную, государственную, церковную службу, ни даже занятие им ответственных должностей вначале не освобождали его от отцовской власти.
    Однако отец мог освободить детей от patria potestas по своей воле посредством эмансипации (emancipatio). форма emancipatio на протяжении исторического развития римского государства претерпела существенную эволюцию. Вначале она выражалась в фиктивной троекратной продаже сына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождал подвластного. В результате последний становился persona sui juris и отец утрачивал над ним patria protestas, будучи вправе пользоваться половиной его имущества.
    В последующем эта сложная процедура была значительно упрощена: эмансипация стала совершаться особым рескриптом императора, а при Юстиниане отцу уже было достаточно объявить об эмансипации перед судом.
    Родство. Понятием "родство" в Древнем Риме принято было обозначать близость лиц, принадлежащих к одной семье. Но римская семья строилась на сугубо патриархальной основе, в качестве которой выступала вначале безграничная власть paterfamilias. Поэтому и родственниками считались все, кто подлежал этой власти, вне зависимости от наличия или отсутствия между ними кровных уз. Родство, основанное на подчинении власти одного и того же paterfamilias, именовалось агнатским, а родственники - агнатами. Ими становились даже чужие (с точки зрения кровных связей) лица, попадавшие под эту власть (например, жены сыновей), и, с другой стороны, из их числа исключались даже 'собственные дети главы семьи, перешедшие под власть другого paterfamilias (например, дочери, вышедшие замуж либо подвергнутые эмансипации). Выход из-под власти paterfamilias прекращал все правовые связи соответствующего лица с его (теперь уже бывшей) семьей, поскольку факт кровного происхождения в древнейшую эпоху никакого юридического значения не имел, если не сочетался с patria potestas.
    Развитие товарно-денежных отношений, являясь фактором, определявшим все основные социальные процессы в римском обществе, постепенно подтачивало и патриархальные устои римской семьи. Это выразилось как в сужении власти paterfamilias над членами семьи, сопровождаемом ростом их личной и имущественной самостоятельности, так и в том, что на смену основанному на "административных" началах агнатскому родству со временем пришло так называемое когнатское, т.е. кровное родство, базирующееся уже на общности происхождения.
    Применительно к когнатскому родству следует различать линии и степени. Линии в свою очередь бывают двух видов: прямая (связывающая лиц, происходящих одно от другого, например, отец, сын, внук, правнук) и боковая (объединяющая лиц, имеющих общего предка, например, брат и сестра, дядя и племянник). Прямая линия именуется восходящей или нисходящей в зависимости от того, "проводится" ли она от потомства к предку либо от предка к потомству. Для определения родственной близости недостаточно, однако, установить линию, связывающую данных лиц. Необходимо, кроме того, указать степень родства, исчисляемую количеством рождений, на которое сопоставляемые лица отстоят одно от другого. Отсчет рождений ведется по прямой линии - непосредственно между этими лицами, а по боковой - от общего предка. Например, брат и сестра состоят во второй степени родства. В то же время среди братьев и сестер различаются полнородные (происходящие от общих родителей) и неполнородные, т.е. имеющие только общую мать (единоутробные) или только общего отца (единокровные).
    От родства следует отличать свойство как отношение между мужем и родственниками жены и, наоборот, между женой и родственниками мужа, -а также между родственниками обоих супругов. Свойство, как и родство, дифференцируется по степеням, соответствующим степени родства между супругом и тем из его родственников, применительно к которому необходимо выявить степень свойства, связывающего его с другим супругом. Например, сестра жены находится во второй степени свойства с ее мужем. Степени родства имели значение при наследовании и при вступлении в брак, ибо заключение брака между близкими родственниками не допускалось. Этот запрет распространялся и на близкие степени свойства.
    Брак. По словам Модестина, брак представлял собой "conjunctio maris et feminae, consortium omnis vitae, divini et humani juris communicatio" (союз мужа и жены, объединение всей жизни, общность божественного и человеческого права). В действительности, однако, эта явно идеалистическая формулировка маскировала полнейшее подчинение жены власти мужа, лишь с течением времени мало-помалу уступившее место признанию личной и имущественной самостоятельности жены.
    Уже отмечалось, что в древнейшую эпоху правосубъектность жены всецело поглощалась правосубъектностью мужа, а жена, находясь в положении дочери, была совершенно бесправной. Это бесправие в равной степени касалось как личного, так и имущественного статуса жены. В личном смысле от мужа зависела сама судьба жены, в отношении которой ему принадлежало jus vitae ас necis. Он мог продать жену в рабство, а если она без его ведома покидала дом - истребовать ее от любого лица по такому же иску, как обеспечивающий возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к её родителям, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между нею и семьей мужа.
    Идея безграничной мужней власти пронизывала и имущественные отношения супругов.
    В семье был один субъект имущественных прав - муж, которому принадлежало имущество, не только нажитое в браке, но и ранее составлявшее собственность жены, если до заключения брака она была persona sui juris, a также подаренное ей отцом по случаю выхода замуж.
    Причиной имущественного бесправия жены служило то обстоятельство, что со вступлением в брак она становилась persona alieni juris и в этом качестве своего имущества иметь не могла. Даже если муж выделял ей что-либо для практически самостоятельного распоряжения, это считалось всего лишь пекулием. Только после смерти мужа его имущество переходило к жене (и детям) в порядке наследования. Описанная власть мужа над женой называлась manus, в связи с чем и сам брак, при котором жена подчинялась этой власти, известен под названием брака с мужней властью (cum manu mariti). Брак cum manu mariti был, однако, характерен лишь для древнейшего периода римской истории. Развитие товарных отношений, постепенно расшатывавшее патриархальные устои римской семьи и, как уже отмечалось, со временем обусловившее личную и имущественную самостоятельность детей, таким же образом отразилось и на отношениях между супругами. Брак cum manu mariti начал вытесняться браком sine manu - без мужней власти.
    По своим основным принципам этот брак являл собой полную противоположность браку cum manu mariti. Вступление в такой брак не влекло изменения правосубъектности женщины. Она сохраняла статус persona sui juris (если имела его раньше) либо продолжала подчиняться отцовской власти. При этом кровные родственные связи с ее прежней семьей не порывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу теперь никакая власть над женой уже не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными объектами. Муж, в частности, не вправе был обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против её воли. И хотя именно он окончательно решал ряд вопросов семейной жизни, какого бы то ни было подобия manus у него больше не было.
    Начало юридического равенства супругов при браке sine manu проявлялось в их имущественных отношениях. Муж не имел никаких прав на имущество жены, не только принадлежавшее ей до брака, но и приобретенное в период семейной жизни (в порядке наследования, дарения и т.д.). Во избежание узурпации одним супругом прав на имущество другого дарение между супругами (donationes inter uxorem) было запрещено. За отмеченным изъятием мужу и жене дозволялось заключать между собой любые договоры, а в случае возникновения имущественных споров - предъявлять друг другу иски (кроме бесчестящих).
    Цели создания известных гарантий имущественных интересов жены отчетливо прослеживаются в развитии правового режима приданого (dos). Речь идет об имуществе, предоставляемом мужу отцом жены (dos profectitia) либо самой женой (dos adventitia), если к моменту вступления в брак она не подчинялась patria potestas, и предназначенном для участия в покрытии общесемейных расходов, вообще говоря, возлагавшихся на мужа.
    В то же время брак cum manu mariti и брак sine manu различались не только по характеру взаимоотношений между супругами, но и по порядку заключения. С другой стороны, заключение брака в любой форме предварялось наличием определенных условий. Таково, в первую очередь, достижение брачного возраста (для мужчин - 14, для женщин - 12 лет). Необходимо было, далее, согласие paterfamilias для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas. При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна, так как в течение длительного периода римской истории женщины подлежали пожизненной опеке.
    Однако со временем, по мере постепенного признания личной и имущественной самостоятельности детей, для заключения брака наряду с согласием paterfamilias стали требовать и согласия самих (подвластных) вступающих в брак, причем в последующем именно этому согласию придается уже основное значение, с тем, что согласие paterfamilias, если последний не дает его добровольно, могло быть получено при посредстве магистрата, а в ряде случаев жених и невеста вовсе обходились без такого согласия (когда его получение было объективно невозможным ввиду безвестного отсутствия paterfamilias или нахождения его в плену).
    Кроме того, брачащиеся не должны были состоять между собой в близких степенях родства или свойства и должны были обладать jus connubii. При отсутствии у одной из сторон jus connubii брака не допускалось. Но если они вступали в фактические брачные отношения с намерением создать семью, то возникал так называемый конкубинат(7), занимавший промежуточное положение между браком и внебрачным сожительством. Так, дети, рожденные в конкубинате (liberi naturales), приобретали статус матери, а не отца, хотя не становились для него юридически посторонними, как внебрачные дети (spurii). Последние считались вовсе не имевшими отца, поскольку согласно древнеримским воззрениям "pater vero is est, quern nuptia demonstrant" (отец - тот, на кого указывает факт брака). Между тем liberi naturales при известных условиях имели право на получение от отца содержания и могли наследовать часть его имущества, а будучи узаконены отцом, полностью попадали под его patria potestas.
    Усыновление. Усыновление представляет собой способ установления patria potestas над чужими детьми, а сами его формы различались в зависимости от того, шла ли речь об усыновлении persona sui juris или persona alieni juris.
    Усыновление persona sui juris называлось arrogatio и первоначально производилось публично в народном собрании, куда, как известно, имели доступ только мужчины, в связи с чем усыновление женщиной или женщины либо лица, не достигшего совершеннолетия, было исключено. Поскольку, далее, "adoptio naturum imitatur" (усыновление подражает природе), между усыновителем и усыновляемым обязательна по меньшей мере восемнадцатилетняя разница в возрасте. Наконец, усыновить вправе лишь тот, кто сам является persona sui juris, ибо patria potestas могла принадлежать только ему. Arrogatio, утвержденное законодательным органом - народным собранием, тем самым приобретало публично-правовую окраску.
    В последующем необходимость в санкционировании arrogatio народным собранием отпала. Усыновление разрешалось производить частным образом. Важно лишь, чтобы об этом было публично объявлено. В императорский период был отменен запрет на усыновление детей, не достигших совершеннолетия, а само усыновление оформлялось императорским рескриптом.
    Усыновление persona alieni juris называлось adoptio и означало по сути дела смену paterfamilias, которому подчинялся подвластный. Оно, следовательно, влекло разрыв кровных связей с прежней семьей и возникновение родства с семьей усыновителя. Соответственно такому ее назначению и сама процедура adoptio слагалась из двух этапов: на первом происходило освобождение подвластного от patria potestas, под которой он находился до сих пор, а на втором - его вступление под patria potestas усыновителя.
    Для освобождения подвластного сына от patria potestas необходима была, как отмечалось, его троекратная фиктивная продажа с последующим освобождением мнимым покупателем. В данном случае цель состояла, однако, в том, чтобы подвластный лишь выходил из-под patria potestas, не становясь в то же время persona sui juris. Поэтому после того, как "продажа" сына совершалась в третий раз, "покупатель" не отпускал его "на свободу", а в качестве ответчика по иску vindicatio in patriam potestam, который к нему согласно достигнутой заранее договоренности предъявлял усыновитель, являлся вместе с подвластным к претору и там позитивно или путем молчания признавал иск, после чего претор объявлял подвластного состоящим под patria potestas усыновителя.
    Adoptio, будучи в отличие от arrogatio частноправным актом с самого начала, не содержало ограничений для усыновления совершеннолетних и женщин, тем более, что освобождение женщины от patria potestas наступало уже после однократной "продажи". При Юстиниане двухстадийный процесс adoptio был заменен заявлением перед судом. Кроме того, усыновленный продолжал состоять под patria potestas родного отца, становясь лишь законным наследником усыновителя.
    В России на протяжении многих веков семейное право не изменялось. В период с V-XVIII в. мужчины были безраздельными хозяевами жизни. Женщины имели очень мало прав. Они не имели права без согласия мужа даже выходить на улицу!
    В Европе, права женщин были на много шире, чем на Руси. Римское право оказало на Европу большое влияние. С XVI в. женщины стали приобретать права.
    Со времён древнего Рима, семейное право Европы совершенствовалось и усложнялось.    

Женевская конвенция

    Женевская конвенция - самая авторитетная по правам человека. Она определила следующие нормы защиты прав человека в период военных действий которые осуществляют гуманитарные организации:
    1. Предоставлять защиту лицам, не участвующим в военных действиях.
    2. Защищать лиц, вынужденно покинувших военные действия.
    3. Защищать строения и здания, которые непосредственно не служат военным целям.
    4. Препятствовать применению средств, которые приносят повышенные страдания и разрушения
    5. Не позволять разделения между военными и гражданскими лицами и объектами.
    Женевская конвенция определила основы современных прав человека.    

Заключение

    Римское право - одно из величайших творений Рима. Семейное право Рима было очень сложным и разветвленным. Европа очень много взяла из Рима. Форма управления - республика сейчас используется во многих странах мира. Общественный контроль над властью и участие народа в управлении страной переняли современные государства Европы.
    По моему мнению, семейное право Рима служит первым примером зарождения феминизма. Права женщин, если брать семейное право Рима в финале своего развития практически уравняло женщину с мужчинами. Семейное право было одним из самых распространённых и часто заимствующихся аспектов.

Сайт создан в системе uCoz