Католический храм

Светлицкая Даша

Основным местом богослужения у католиков является храм: это может быть и кафедральный собор, и приходская или монастырская церковь, и небольшая часовня.

Пространство основного помещения разделено на две части: одна предназначена для прихожан, другая­ – так называемый пресвитер –  для духовенства, совершающего богослужение. Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются алтарь и дарохранительница , находящиеся в пресвитерии .

Собор ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ, Нотр-Дам де Пари, наиболее известный готический собор в мире. Возведен на месте, где в дохристианские времена стоял храм Юпитера (камень с посвятительной надписью найден в 1711). Собор находится на острове Сите в Париже и фактически состоит из трех церквей: Нотр-Дам, Сент-Этьен и Сен-Жан-ле-Ронд. Размеры собора внушительны: длина 130 м, ширина 47 м при ширине главного нефа 11,5 м и высоте свода 35 м. В плане собор представляет собой пятинефную базилику с коротким трансептом и двойной галереей деамбулатория, полукруглого обхода хора.

Алтарь

соответствует престолу православного храма: это накрытый покрывалом стол, на котором находятся богослужебные книги и утварь. У алтаря совершаются основные священнодействия. Живым сердцем всякого храма почитается дарохранительница, или табернакула (от лат. tabernaculum – «сень», «шатер»; именно в шатре, по преданию, находится Ковчег Зевса во время Исхода евреев из Египта). В ней всегда находится Тело Христово в виде освященного хлеба, и, таким образом, согласно учению Церкви, в храме реально пребывает

Важным элементом больших католических храмов всегда являлась кафедра, с которой епископ или священник произносил проповедь. Акустика храмовых зданий настолько тщательно продумана, что проповедника хорошо слышали во всех его частях.

В каждом храме обязательно отведено место для исповеди; оно называется исповедальней, или конфессионалом.

Мечеть

Лифанова Мария

Молитвенное  здание   мусульман   именуется   мечетью «от  араб. (масджид)-(место ,  где  совершают  земные  поклоны » ) .   В  мечети   не   должно  было  быть  идолов  или  изображений  живых  существ.  Своеобразный  облик  мечети   сложился к  концу  8  в.,  когда  рядом с  ней  начали  возводить  минарет  (от  араб. «манара» - «маяк» ) -  башню, с  которой  призывают  на  молитву .  Внутри   мечети  в  одной  из  стен   делают  михраб -  нишу,  обозна-чающую  направление в Мекки.  Справа  от   михраба    ставится   минбар  - кафедра   для   проповедника. Для   пребывания  в  действующей   мечети  от  молящих  требуется  ритуальная  чистота,   они  должны  быть  опрятно  одеты, скромно  вести  себя.  Входя  внутрь,   обязательно  снимают  обувь.

С развитием  мусульманской   архитектуры  были  выработаны  эстетические понятия-символы  джамал- Божественная, совершенная  красота,  узреваемая  в  куполе  мечети   джалал-   Божественное   величие,  узреваемое   в   минаретах,  и   сифат -     Божественные  атрибуты,  читаемые   в  письменах  на  стенах  мечети.

Часто  в мечетях  можно  встретить  надписи  над  дверями. Например,(Сооружены  по  милости   Всевышней  Истины  эти  врата )  или  (Да   будет   вечно   открыта   счастью  дверь) .  Эти   слова  как  бы  предупреждают   о  входе  в   иное    пространство,  лежащее  вне  пределов   здания .   Они   поясняют  входящему, что    дверь  не  просто  открыта ,  а   открыта  всегда   для   вступления   в   пределы   счастья ,  т.  е.  Во владения Аллаха.

Византийский храм.

Византийский храм представляет собой символ православной культуры.  Мы решили изготовить макет такого храма. Вот этапы нашей работы:

Дмитриев Никита

Храм как образ мира. (Выводы и комментарии к византийскому храму)

Древние строители хотели вместить в него весь мир, и на века сохранить свое понимание этого мира.

Что общего между христианским храмом и, например, египетским или ступой? Они объединены общим стремлением вверх, к небу, и, конечно, к Богу. Первые жертвенники у всех народов возводились на вершинах гор или холмов, стремясь приблизиться к небесам. Именно высоту хотели подчеркнуть в своих строениях и византийские архитекторы. Особенным символом является купол, символизирующий, помимо всего прочего, свод небес (по этой причине купола  красили в синий или черный цвет). Четыре стены храма обозначают четыре стороны света, говорят о том, что духовная власть распространяется во все стороны, везде. Особенным направлением является восток. Все храмы расположены так, чтобы молящиеся были обращены лицом на восток, именно с востока ожидалось Второе пришествие Христа. Обратите внимание, что вход в храм находится в западной части, алтарь – в восточной, кресты на храме всегда повернуты в восточном направлении. Иначе обращены верующие в мечети. Если мы посмотрим на храм в плане, то увидим главный христианский символ – крест. Такой храм и называется крестово-купольный.

Сам храм разделен на три части. Если мысленно разрезать его, мы получим три удлиненных помещения. В Средневековье такое длинное помещение казалось похожим на корабль, именно на тот корабль-ковчег, на котором Бог спас Ноя, и церковь казалась именно тем кораблем, на котором спасется каждый в нее приходящий. По-гречески корабль – неф.

Главная часть храма – алтарь. В него превратился древний жертвенник. Слово это означает «высокий, возвышение». Место, где находится алтарь, в христианском храме всегда  обозначается полукруглым  выступом – апсидой, что в переводе обозначает просто «крыша, свод». Эти части похожи на небольшие пещеры, они связаны с той самой Вифлеемской пещерой, где родился Иисус Христос.

Храм как человек и его душа.

«А в высшем смысле храм Божий – мы сами»

(епископ Симеон Фессалоникийский).

В «Повести временных лет»,мы читали о том, что именно в византийском храме, Софийском соборе, здесь послы русского князя Владимира, искавшие повсюду истинную веру, почувствовали, что они уже не на земле, а на небе. Это стало одной из причин, убедивших князя Владимира принять православие. А вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную форму храма. Поэтому мы решили построить именно византийский храм.

 В храме верующий всегда испытывает особенные чувства, ощущает присутствие Бога, этому подчиняется все в храме и в человеческой душе. И сам храм показывает, какой должна быть человеческая душа:

В первую очередь, конечно, стремлящейся к Богу. Купол символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Всевышнему.

Так же душа должна хранить божественную тайну так, как храм хранит чудотворные иконы, святые мощи, священные предметы или пустоту, наполненную божественным присутствием, как в мечети.

Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества.

Алтарь – сердце храма,  самая главная его часть. Также и у человека сердце должно быть главным советчиком во всех поступках. Не голова, не ум, а именно сердце, которое может быть и милосердным, и снисходительным, и смиренным.

Такие уроки дает нам древняя архитектура

Сайт создан в системе uCoz