Светлицкая Даша
Основным местом богослужения у католиков является храм: это может быть и кафедральный собор, и приходская или монастырская церковь, и небольшая часовня.
Пространство основного помещения разделено на две части: одна предназначена для прихожан, другая – так называемый пресвитер – для духовенства, совершающего богослужение. Главными смысловыми элементами храма и самыми священными его местами являются алтарь и дарохранительница , находящиеся в пресвитерии .
Собор ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ, Нотр-Дам де Пари, наиболее известный готический собор в мире. Возведен на месте, где в дохристианские времена стоял храм Юпитера (камень с посвятительной надписью найден в 1711). Собор находится на острове Сите в Париже и фактически состоит из трех церквей: Нотр-Дам, Сент-Этьен и Сен-Жан-ле-Ронд. Размеры собора внушительны: длина 130 м, ширина 47 м при ширине главного нефа 11,5 м и высоте свода 35 м. В плане собор представляет собой пятинефную базилику с коротким трансептом и двойной галереей деамбулатория, полукруглого обхода хора.
Важным элементом больших католических храмов всегда являлась кафедра, с которой епископ или священник произносил проповедь. Акустика храмовых зданий настолько тщательно продумана, что проповедника хорошо слышали во всех его частях.
В каждом храме обязательно отведено место для исповеди; оно называется исповедальней, или конфессионалом.
Лифанова Мария
Молитвенное здание мусульман именуется мечетью «от араб. (масджид)-(место , где совершают земные поклоны » ) . В мечети не должно было быть идолов или изображений живых существ. Своеобразный облик мечети сложился к концу 8 в., когда рядом с ней начали возводить минарет (от араб. «манара» - «маяк» ) - башню, с которой призывают на молитву . Внутри мечети в одной из стен делают михраб - нишу, обозна-чающую направление в Мекки. Справа от михраба ставится минбар - кафедра для проповедника. Для пребывания в действующей мечети от молящих требуется ритуальная чистота, они должны быть опрятно одеты, скромно вести себя. Входя внутрь, обязательно снимают обувь.
С развитием мусульманской архитектуры были выработаны эстетические понятия-символы джамал- Божественная, совершенная красота, узреваемая в куполе мечети джалал- Божественное величие, узреваемое в минаретах, и сифат - Божественные атрибуты, читаемые в письменах на стенах мечети.
Часто в мечетях можно встретить надписи над дверями. Например,(Сооружены по милости Всевышней Истины эти врата ) или (Да будет вечно открыта счастью дверь) . Эти слова как бы предупреждают о входе в иное пространство, лежащее вне пределов здания . Они поясняют входящему, что дверь не просто открыта , а открыта всегда для вступления в пределы счастья , т. е. Во владения Аллаха.
Византийский храм представляет собой символ православной культуры. Мы решили изготовить макет такого храма. Вот этапы нашей работы:
Дмитриев Никита
Храм как образ мира. (Выводы и комментарии к византийскому храму)
Древние строители хотели вместить в него весь мир, и на века сохранить свое понимание этого мира.
Что общего между христианским храмом и, например, египетским или ступой? Они объединены общим стремлением вверх, к небу, и, конечно, к Богу. Первые жертвенники у всех народов возводились на вершинах гор или холмов, стремясь приблизиться к небесам. Именно высоту хотели подчеркнуть в своих строениях и византийские архитекторы. Особенным символом является купол, символизирующий, помимо всего прочего, свод небес (по этой причине купола красили в синий или черный цвет). Четыре стены храма обозначают четыре стороны света, говорят о том, что духовная власть распространяется во все стороны, везде. Особенным направлением является восток. Все храмы расположены так, чтобы молящиеся были обращены лицом на восток, именно с востока ожидалось Второе пришествие Христа. Обратите внимание, что вход в храм находится в западной части, алтарь – в восточной, кресты на храме всегда повернуты в восточном направлении. Иначе обращены верующие в мечети. Если мы посмотрим на храм в плане, то увидим главный христианский символ – крест. Такой храм и называется крестово-купольный.
Сам храм разделен на три части. Если мысленно разрезать его, мы получим три удлиненных помещения. В Средневековье такое длинное помещение казалось похожим на корабль, именно на тот корабль-ковчег, на котором Бог спас Ноя, и церковь казалась именно тем кораблем, на котором спасется каждый в нее приходящий. По-гречески корабль – неф.
Главная часть храма – алтарь. В него превратился древний жертвенник. Слово это означает «высокий, возвышение». Место, где находится алтарь, в христианском храме всегда обозначается полукруглым выступом – апсидой, что в переводе обозначает просто «крыша, свод». Эти части похожи на небольшие пещеры, они связаны с той самой Вифлеемской пещерой, где родился Иисус Христос.
Храм как человек и его душа.
«А в высшем смысле храм Божий – мы сами»
(епископ Симеон Фессалоникийский).
В «Повести временных лет»,мы читали о том, что именно в византийском храме, Софийском соборе, здесь послы русского князя Владимира, искавшие повсюду истинную веру, почувствовали, что они уже не на земле, а на небе. Это стало одной из причин, убедивших князя Владимира принять православие. А вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную форму храма. Поэтому мы решили построить именно византийский храм.
В храме верующий всегда испытывает особенные чувства, ощущает присутствие Бога, этому подчиняется все в храме и в человеческой душе. И сам храм показывает, какой должна быть человеческая душа:
В первую очередь, конечно, стремлящейся к Богу. Купол символизирует пылающую свечу, пламенность молитвы и устремление к Всевышнему.
Так же душа должна хранить божественную тайну так, как храм хранит чудотворные иконы, святые мощи, священные предметы или пустоту, наполненную божественным присутствием, как в мечети.
Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества.
Алтарь – сердце храма, самая главная его часть. Также и у человека сердце должно быть главным советчиком во всех поступках. Не голова, не ум, а именно сердце, которое может быть и милосердным, и снисходительным, и смиренным.
Такие уроки дает нам древняя архитектура